Головнина Ирина Александровна Подписано цифровой подписью: Головнина Ирина Александровна Дата: 2021.02.05 20:04:09 +03'00' ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой от 26.07.2020 №130-к ПОЛОЖЕНИЕ о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 44 «Гнездышко» станицы Фастовецкой муниципального образования Тихорецкий район I. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 44 «Гнездышко» станицы Фастовецкой муниципального образования Тихорецкий район (далее – МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой) регламентирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста, созданной в учреждении. 1.2.Настоящее положение составлено на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014), письма министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», Уставом образовательного учреждения. 1.3.Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. 1.4.Группа для детей с ТНР открывается в образовательном учреждении на основании приказа управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район (далее – управление образования) 1.5. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР создаётся в Учреждении в целях: создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи (первичного характера) детей, в освоении ими образовательной программы и подготовки к успешному обучению в школе. 1.6.Группы компенсирующей направленности функционируют 5 дней в неделю с 9 - часовым пребыванием детей. 1.7.Режим работы групп компенсирующей направленности с 7.30 до 16.30 1.8.Группы компенсирующей направленности обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающего работы. 1.9.Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают учитель-логопед, воспитатели группы, педагог-психолог, через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. 1.10.Медицинское обеспечение в группах компенсирующей направленности осуществляют медицинские работники ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ», которые обеспечивают организацию оказания первичной медикосанитарной помощи несовершеннолетним в период их воспитания в ДОУ, отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарногигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания. 1.11.Основные задачи группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: 1)коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения и слоговой структуры слов, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; 2)активизация познавательной деятельности детей; 3)коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития. 1.12.Группы компенсирующей направленности для детей с ТНР комплектуются управлением образования. 1.13.За содержание детей, посещающих группы компенсирующей направленности, родительская плата взимается в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством. 2. Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности 2.1. Направление в группу компенсирующей направленности выдается управлением образования на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, по результатам обследования ребенка, с согласия родителей (законных представителей) 2.2. Для зачисления ребенка в группу представляются следующие документы в Учреждение в соответствии с правилами приема, принятыми в образовательном учреждении в установленном законом порядке: 1)документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей); 2)свидетельство о рождении ребёнка; 3)медицинское заключение; 4)заявление родителей (законных представителей); 5)выписка из решения районной (или краевой) психолого-медикопедагогической комиссии; 6) направление управления образования. 2.3. В группу компенсирующей направленности для детей с ТНР принимаются дети с расстройствами экспрессивной речи, которые включают задержку речевого развития по типу общего недоразвития речи (далее - ОНР) IIII уровней при алалии, дизартрии, ринолалии. 2.4.Противопоказанием к приему в группу компенсирующей направленности наличие у детей следующих клинических форм и состояний: 1)умственная отсталость; 2)деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; 3)выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; 4)выраженные формы раннего детского аутизма; 5)выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной природы; 6)частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога; 7)стойкий энурез и энкопрез; 8)хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации; 2.5. Если в период пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР выявляются отклонения в развитии, перечисленные в пункте 2.4., то ребенок подлежит отчислению и дальнейшему сопровождению МППК по согласию родителей. 2.6.В случае необходимости уточнения диагноза по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссиии рекомендации консилиума Учреждения родителям (законным представителям) выдается направление в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (психиатром, неврологом, отоларингологом, офтальмологом). Перевод ребенка в другое учреждение или группу другой направленности осуществляется с согласия родителей по направлению территориальной психолого-медико-психологической комиссии. 2.7.Наполняемость группы компенсирующей направленности соответствует типовым нормативам по комплектованию групп компенсирующей направленности– 10 детей, в зависимости от характера речевого дефекта. 2.8 Длительность пребывания детей в группе компенсирующей направленности определяется в соответствии с уровнем речевого недоразвития (алалией, ринолалией, дизартрией) и составляет: 1) с общим недоразвитием речи I уровня с 3-х летнего возраста сроком обучения от 2-х до 4-х лет; 2) с общим недоразвитием речи II уровня с 4-х летнего возраста сроком обучения от 2-х до 3-х лет; 3) с общим недоразвитием речи III уровня с 4-х летнего возраста сроком не более 3-х лет, с 5-ти летнего возраста не более 2-х лет. 2.9.В случае отказа родителей (законных представителей) от коррекционно-образовательных услуг: 1)образовательное учреждение: а)предупреждает родителей (законных представителей) о том, что ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции речевого нарушения ребёнка с тяжелыми нарушениями речи возлагается на родителей (законных представителей); б)ставит в известность управление образования и представляет в управление образования выписку о специфике речевого развития ребенка на момент выхода из группы и объеме оказанной коррекционной помощи; 2)управление образования с письменного согласия родителей предоставляет место данному ребенку в образовательном учреждении общеразвивающего вида, ранее направившего ребенка на МПМПК, без возможности оказания коррекционной помощи. 2.10.Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется решением психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения по представлению учителя-логопеда по окончании срока коррекционно-развивающего обучения. 2.11.В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей) дальнейший образовательный маршрут ребенка с тяжелыми нарушениями речи определяет районная психолого-педагогическая комиссия. 3. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности 3.1. Содержание образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется принятой и реализуемой основной адаптированной образовательной программой образовательного учреждения (далее – адаптированная программа). 3.2. Реализация адаптированной программы осуществляется по комплексно-тематическому принципу построения в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и циклограммой образовательной деятельности образовательного учреждения. 3.3. Раздел Адаптированной программы «Содержание коррекционной работы» определяется примерной адаптированной программой коррекционноразвивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. 3.4.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Количество занятий определяется используемой коррекционной программой с учетом тяжести речевого дефекта ребенка. 3.5. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности регламентируется расписанием занятий, перспективными тематическими планами, режимом дня. 3.6.Учебный год в группе компенсирующей направленности начинается с 1 сентября, длится в течение девяти месяцев, заканчивается 31 мая. 3.7. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, проводит учитель-логопед не менее 2 раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков дети с одинаковой патологией включаются в небольшие подгруппы для автоматизации звукопроизношения. 3.8. Продолжительность подгруппового логопедического занятия: -во второй младшей группе -10 мин - в средней группе -10-15 минут; - в старшей группе – 20-25 минут; - в подготовительной группе -25-30 минут; -продолжительность индивидуального занятия- 10-15 минут с каждым ребёнком. 3.9.Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут. 3.10. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в тесном взаимодействии всех специалистов учреждения (учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями группы, медицинскими работниками), обеспечивающих интеграцию содержания коррекционно-образовательной работы во всех видах детской деятельности. 3.11.Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим коррекционно-педагогическую работу группы компенсирующей направленности, является учитель- логопед. 3.12.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую карту, индивидуальные планы коррекционной работы и отмечает результаты коррекционно-развивающей работы. 3.13.Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с расписанием, циклограммой образовательной деятельности на учебный год, согласно СанПиН. 3.14.Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по заданию учителя-логопеда, следит за речью детей в течение дня. 3.15.Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее двух раз в год (сентябрь, май). 4. Документация учителя-логопеда Перечень основной документации учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: 1)копии протоколов или выписки из протоколов районной психолого-медикопедагогической комиссии по определению образовательного маршрута для детей с ТНР; 2)речевые карты с планами индивидуальной коррекционной работы с детьми на учебный год; 3)календарный план; 4)планы (конспекты) групповых (подгрупповых) занятий; 5)тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы; 6)индивидуальные тетради детей; 7)журнал обследования детей; 8)должностная инструкция учителя-логопеда; 9)паспорт кабинета; 10)циклограмма работы учителя-логопеда на учебный год; 11) отчет о проделанной работе за год 5. Руководство и штаты групп 5.1 Должности учителей-логопедов устанавливаются в соответствии со штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей направленности закрепляется одна ставка учителя-логопеда. 5.2. На должности учителей-логопедов назначаются лица в соответствии с трудовым законодательством, имеющие высшее дефектологическое образование (отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Логопедия». 5.3. На должности воспитателей групп компенсирующей направленности назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование с последующей курсовой подготовкой по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 5.4.Директор Учреждения осуществляет систематический контроль за правильной организацией в группе компенсирующей направленности образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе. 5.5.Учебно-методическое руководство деятельностью групп компенсирующей направленности осуществляет старший воспитатель. 5.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп компенсирующей направленности определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями. 5.7.Директором Учреждения осуществляется систематический контроль за правильной организацией образовательного процесса в группах компенсирующей направленности и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов.