Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (с ЭП)

Головнина Ирина Александровна

Подписано цифровой подписью: Головнина Ирина Александровна
Дата: 2021.02.05 20:04:09 +03'00'

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу МБДОУ № 44
«Гнездышко» ст. Фастовецкой
от 26.07.2020 №130-к

ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка
детского сада № 44 «Гнездышко» станицы Фастовецкой муниципального
образования Тихорецкий район
I. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – группа компенсирующей
направленности для детей с ТНР) муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 44
«Гнездышко» станицы Фастовецкой муниципального образования Тихорецкий
район (далее – МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой) регламентирует
деятельность групп компенсирующей направленности для детей дошкольного
возраста, созданной в учреждении.
1.2.Настоящее положение составлено на основании Федерального закона
Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в
Российской Федерации», приказа министерства образования и науки РФ
от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 30 августа 2013 г. № 1014), письма министерства образования и науки
Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС
ОВЗ», Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях», Уставом образовательного учреждения.
1.3.Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности
группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
1.4.Группа для детей с ТНР открывается в образовательном учреждении
на
основании
приказа
управления
образования
администрации
муниципального образования Тихорецкий район (далее – управление
образования)
1.5. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР создаётся в
Учреждении в целях: создания целостной системы, обеспечивающей

оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии
речи (первичного характера) детей, в освоении ими образовательной
программы и подготовки к успешному обучению в школе.
1.6.Группы компенсирующей направленности функционируют 5 дней в
неделю с 9 - часовым пребыванием детей.
1.7.Режим работы групп компенсирующей направленности с 7.30 до
16.30
1.8.Группы
компенсирующей
направленности
обеспечиваются
специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с
возрастом детей и направлением коррекционно-развивающего работы.
1.9.Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого
развития оказывают учитель-логопед, воспитатели группы, педагог-психолог,
через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
1.10.Медицинское обеспечение в
группах
компенсирующей
направленности осуществляют медицинские работники ГБУЗ «Тихорецкая
ЦРБ», которые обеспечивают организацию оказания первичной медикосанитарной помощи несовершеннолетним в период их воспитания в ДОУ,
отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их
психофизического состояния, диспансеризацию, проведение оздоровительных
и профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарногигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического
воспитания и закаливания, питания.
1.11.Основные задачи группы компенсирующей направленности для
детей с ТНР:
1)коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного
произношения и слоговой структуры слов, усвоение лексических и
грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
2)активизация познавательной деятельности детей;
3)коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального
развития.
1.12.Группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР
комплектуются управлением образования.
1.13.За содержание детей, посещающих группы компенсирующей
направленности, родительская плата взимается в размере, установленном в
соответствии с действующим законодательством.
2. Порядок приема детей в группу компенсирующей
направленности
2.1. Направление в группу компенсирующей направленности выдается
управлением образования на основании заключения территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии, по результатам обследования
ребенка, с согласия родителей (законных представителей)
2.2. Для зачисления ребенка в группу представляются следующие
документы в Учреждение в соответствии с правилами приема, принятыми в
образовательном учреждении в установленном законом порядке:

1)документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных
представителей);
2)свидетельство о рождении ребёнка;
3)медицинское заключение;
4)заявление родителей (законных представителей);
5)выписка из решения районной
(или краевой) психолого-медикопедагогической комиссии;
6) направление управления образования.
2.3. В группу компенсирующей направленности для детей с ТНР
принимаются дети с расстройствами экспрессивной речи, которые включают
задержку речевого развития по типу общего недоразвития речи (далее - ОНР) IIII уровней при алалии, дизартрии, ринолалии.
2.4.Противопоказанием к приему в группу компенсирующей
направленности наличие у детей следующих клинических форм и состояний:
1)умственная отсталость;
2)деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
3)выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
4)выраженные формы раннего детского аутизма;
5)выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной
природы;
6)частые судорожные параксизмы, требующие систематического
наблюдения и лечения у психоневролога;
7)стойкий энурез и энкопрез;
8)хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов
дыхания, пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации;
2.5. Если в период пребывания ребенка в группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР выявляются отклонения в развитии,
перечисленные в пункте 2.4., то ребенок подлежит отчислению и дальнейшему
сопровождению МППК по согласию родителей.
2.6.В случае необходимости уточнения диагноза по решению
территориальной психолого-медико-педагогической комиссиии рекомендации
консилиума Учреждения родителям (законным представителям) выдается
направление в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для
обследования
врачами-специалистами
(психиатром,
неврологом,
отоларингологом, офтальмологом). Перевод ребенка в другое учреждение или
группу другой направленности осуществляется с согласия родителей по
направлению территориальной психолого-медико-психологической комиссии.
2.7.Наполняемость
группы
компенсирующей
направленности
соответствует
типовым
нормативам
по
комплектованию
групп
компенсирующей направленности– 10 детей, в зависимости от характера
речевого дефекта.
2.8 Длительность пребывания детей в группе компенсирующей
направленности определяется в соответствии с уровнем речевого недоразвития
(алалией, ринолалией, дизартрией) и составляет:

1)
с общим недоразвитием речи I уровня с 3-х летнего возраста сроком
обучения от 2-х до 4-х лет;
2)
с общим недоразвитием речи II уровня с 4-х летнего возраста сроком
обучения от 2-х до 3-х лет;
3)
с общим недоразвитием речи III уровня с 4-х летнего возраста сроком не
более 3-х лет, с 5-ти летнего возраста не более 2-х лет.
2.9.В случае отказа родителей (законных представителей) от
коррекционно-образовательных услуг:
1)образовательное учреждение:
а)предупреждает родителей (законных представителей) о том, что
ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции
речевого нарушения ребёнка с тяжелыми нарушениями речи возлагается на
родителей (законных представителей);
б)ставит в известность управление образования и представляет в управление
образования выписку о специфике речевого развития ребенка на момент
выхода из группы и объеме оказанной коррекционной помощи;
2)управление образования с письменного согласия родителей предоставляет
место данному ребенку в образовательном учреждении общеразвивающего
вида, ранее направившего ребенка на МПМПК, без возможности оказания
коррекционной помощи.
2.10.Выпуск детей из группы компенсирующей направленности
осуществляется
решением
психолого-педагогического
консилиума
образовательного учреждения по представлению учителя-логопеда по
окончании срока коррекционно-развивающего обучения.
2.11.В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей)
дальнейший образовательный маршрут ребенка с тяжелыми нарушениями
речи определяет районная психолого-педагогическая комиссия.
3. Образовательный процесс в группе компенсирующей
направленности
3.1.
Содержание
образования
в
группах
компенсирующей
направленности для детей с ТНР определяется принятой и реализуемой
основной адаптированной образовательной программой образовательного
учреждения (далее – адаптированная программа).
3.2. Реализация адаптированной программы осуществляется по
комплексно-тематическому принципу построения в соответствии с
федеральным государственным стандартом дошкольного образования и
циклограммой образовательной деятельности образовательного учреждения.
3.3. Раздел Адаптированной программы «Содержание коррекционной
работы» определяется примерной адаптированной программой коррекционноразвивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО (с
общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.
3.4.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы
являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные
логопедические занятия. Количество занятий определяется используемой
коррекционной программой с учетом тяжести речевого дефекта ребенка.

3.5. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей
направленности регламентируется расписанием занятий, перспективными
тематическими планами, режимом дня.
3.6.Учебный год в группе компенсирующей направленности начинается с
1 сентября, длится в течение девяти месяцев, заканчивается 31 мая.
3.7. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с детьми,
имеющими тяжёлые нарушения речи, проводит учитель-логопед не менее 2 раз
в неделю. По мере формирования произносительных навыков дети с
одинаковой патологией включаются в небольшие подгруппы для
автоматизации звукопроизношения.
3.8. Продолжительность подгруппового логопедического занятия:
-во второй младшей группе -10 мин
- в средней группе -10-15 минут;
- в старшей группе – 20-25 минут;
- в подготовительной группе -25-30 минут;
-продолжительность индивидуального занятия- 10-15 минут с каждым
ребёнком.
3.9.Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10 минут,
между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут.
3.10. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в
тесном взаимодействии всех специалистов учреждения (учителем-логопедом,
педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по
физической культуре, воспитателями группы, медицинскими работниками),
обеспечивающих интеграцию содержания коррекционно-образовательной
работы во всех видах детской деятельности.
3.11.Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим
коррекционно-педагогическую
работу
группы
компенсирующей
направленности, является учитель- логопед.
3.12.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей
направленности учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую
карту, индивидуальные планы коррекционной работы и отмечает результаты
коррекционно-развивающей работы.
3.13.Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с
расписанием, циклограммой образовательной деятельности на учебный год,
согласно СанПиН.
3.14.Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по
заданию учителя-логопеда, следит за речью детей в течение дня.
3.15.Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми
осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее двух раз
в год (сентябрь, май).
4. Документация учителя-логопеда
Перечень основной документации учителя-логопеда группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР:
1)копии протоколов или выписки из протоколов районной психолого-медикопедагогической комиссии по определению образовательного маршрута для
детей с ТНР;

2)речевые карты с планами индивидуальной коррекционной работы с детьми на
учебный год;
3)календарный план;
4)планы (конспекты) групповых (подгрупповых) занятий;
5)тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы;
6)индивидуальные тетради детей;
7)журнал обследования детей;
8)должностная инструкция учителя-логопеда;
9)паспорт кабинета;
10)циклограмма работы учителя-логопеда на учебный год;
11) отчет о проделанной работе за год
5. Руководство и штаты групп
5.1 Должности учителей-логопедов устанавливаются в соответствии со
штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей
направленности закрепляется одна ставка учителя-логопеда.
5.2. На должности учителей-логопедов назначаются лица в соответствии с
трудовым
законодательством,
имеющие
высшее
дефектологическое
образование (отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее
педагогическое образование и прошедшие профессиональную переподготовку
по специальности «Логопедия».
5.3. На должности воспитателей групп компенсирующей направленности
назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование с
последующей курсовой подготовкой по воспитанию детей дошкольного
возраста с нарушениями речи.
5.4.Директор Учреждения осуществляет систематический контроль за
правильной организацией в группе компенсирующей направленности
образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий,
направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение
квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной
группе.
5.5.Учебно-методическое
руководство
деятельностью
групп
компенсирующей направленности осуществляет старший воспитатель.
5.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала
групп компенсирующей направленности определяются правилами внутреннего
трудового распорядка и должностными инструкциями.
5.7.Директором Учреждения осуществляется систематический контроль
за правильной организацией образовательного процесса в группах
компенсирующей направленности и проведение всего комплекса мероприятий,
направленных на коррекцию отклонений в речевом
развитии детей,
повышение квалификации педагогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».