Головнина Ирина Александровна Подписано цифровой подписью: Головнина Ирина Александровна Дата: 2021.02.05 20:03:04 +03'00' ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу МБДОУ № «Гнездышко» ст. Фастовецкой от 26.07.2020 г. №130-к ПОЛОЖЕНИЕ о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 44 «Гнездышко» станицы Фастовецкой муниципального образования Тихорецкий район 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014, приказом министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014» и регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка детском саду № 44 «Гнездышко» станицы Фастовецкой муниципального образования Тихорецкий район (далее МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой), реализующем адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования. 1.2. Группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее - группа для детей с ЗПР) является структурной единицей ДОУ, создается по решению учредителя и в соответствии с уставом ДОУ. 1.3. Группа для детей с ЗПР осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией на образовательную деятельность и адаптированной 44 образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой. 2. Основные задачи. 2.1. Цель и задачи группы для детей с ЗПР. Группа для детей с ЗПР создается для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР) и подготовки детей к успешному обучению в общеобразовательной школе. Задачи: -обеспечение коррекции (исправление или ослабление) негативных тенденций развития у воспитанников, имеющих ЗПР; –обеспечение социальной защиты детей с ЗПР и предоставление им равных прав с нормально развивающимися детьми; –своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, имеющих ЗПР; –обеспечение индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи воспитанникам, имеющим ЗПР, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; – обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками, имеющими ЗПР, адаптированной образовательной программы ДОУ; –обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного процесса с воспитанниками, имеющими ЗПР; – профилактика вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих ЗПР; – обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ЗПР; – обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по преодолению у ребенка ЗПР; – повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР. 3. Направления деятельности группы для детей с ЗПР 3.1. Коррекционное: создание условий, направленных на коррекцию психического развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими ЗПР, уровня психического развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Мониторинговое: отслеживание динамики психического развития детей, имеющих ЗПР, их успешности в освоении АООП ДОУ. 3.3. Просветительское: создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР. 4. Комплектование группы для детей с ЗПР. 4.1. Комплектование группы для детей с ЗПР осуществляет МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой. Ответственность за комплектование группы для детей с ЗПР возлагается на директора ДОУ. 4.2. В группу для детей с ЗПР зачисляются воспитанники МБДОУ№ 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой, имеющие: - ЗПР церебрально-органического генеза; -ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма; -ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией; -ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психическая инфантилизация); -ЗПР вследствие педагогической запущенности и неблагоприятных микросоциальных условий воспитания. 4.3. В группу для детей с ЗПР в штатное расписание вводятся не мене 1 штатной единицы учителя-дефектолога и /или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда. 4.4. Учитель–дефектолог и учитель-логопед проводят первичное обследование детей, составляют список воспитанников, нуждающихся в специализированной помощи, рекомендуют посещение районной территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ТПМПК) для уточнения диагноза и определения структуры и степени сложности нарушения. 4.5. Основанием для зачисления ребёнка в группу для детей с ЗПР являются заявление родителя (законного представителя) и заключение ТПМПК. Зачисление группу для детей с ЗПР проводится по приказу директора ДОУ в начале учебного года или в течение учебного года при наличии свободных мест. 4.6. Число детей, занимающихся в группе для детей с ЗПР, должно быть не более 10 воспитанников. 4.7. Преимущественным правом зачисления в группу для детей с ЗПР пользуются дети в возрасте 3-7 лет, имеющие нарушения психического развития, препятствующие успешному усвоению образовательных программ, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу. При равных условиях в группу для детей с ЗПР зачисляются дети с более тяжелыми формами ЗПР- церебрально-органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой 4.8. Отчисление детей проводится: - по заявлению родителей (законных представителей); - по факту выбытия из ДОУ; - по факту устранения нарушений, явившихся основанием для зачисления в группу для детей с ЗПР. 4.9. Решением об устранении нарушений является заключение ТМПК. 5. Организация работы группы для детей с ЗПР. 5.1. Группа для детей с ЗПР открывается решением Учредителя по ходатайству директора ДОУ при наличии необходимых условий в учреждении. 5.2. Непосредственный контроль за работой группы для детей с ЗПР осуществляет директор ДОУ. 5.3. Ответственность перед директором и родителями (законными представителями) воспитанников за организацию и результативность образовательного процесса в группе для детей с ЗПР несёт учительдефектолог. 5.4. Срок коррекционного обучения ребенка в группе для детей с ЗПР зависит от степени сложности дефекта, индивидуально-личностных особенностей ребенка. 5.5. Образовательная нагрузка на детей с задержкой психического развития рассчитывается с учетом специальных дефектологических и логопедических занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту. 5.6. Обязательной для учителя–дефектолога, учителя–логопеда является следующая документация: - график работы и сетка занятий, утвержденные директором; - список детей группы; -планы: календарный, тематический; -карта развития на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных нарушений; -тетрадь совместной деятельности специалистов и воспитателей группы; -тетрадь взаимодействия с родителями (законными представителями); -журнал учета посещаемости детьми коррекционных занятий; - отчеты работы за учебный год (за последние три года). 5.7. Оплата труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска учителя– дефектолога учителя-логопеда, педагога-психолога, работающих в группе для детей с ЗПР, устанавливается в соответствии с нормами труда и Положением о системе оплаты труда ДОУ и Трудовым кодексом Российской Федерации . 6. Организация образовательного процесса 6.1. Образовательный процесс направлен на профилактику, выявление и устранение нарушений психического развития у детей дошкольного возраста, их подготовку к обучению в школе. 6.2. Содержание образовательного процесса определяется адаптированной образовательной программой дошкольного образования. 6.3.Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в психическом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. 6.4. Организация образовательного процесса регламентируется режимом работы, графиком занятий, согласованным с администрацией ДОУ; перспективно–календарным планом работы учителя–дефектолога, учителя– логопеда, педагога-психолога. 6.5. Результаты обследования детей в группе для детей с ЗПР заносятся в карту. 6.6. Основные формы работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгруппы формируются с учётом возраста и имеющихся нарушений психического развития у детей. 6.7. Основной формой организации коррекционной работы являются подгрупповые (от 3 до 6 детей) и индивидуальные занятия. Рекомендуемая частота проведения индивидуальной работы – не реже 2 раз в неделю с каждым ребенком группы, подгрупповой – по сетке занятий специалиста. Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (СанПиН 2.4.1.3049 от 15.05.2013 № 26). Во второй половине дня выделяется 30 минут на коррекционноиндивидуальную работу воспитателя по заданию учителя-логопеда и учителя-дефектолога. 6.8. Ответственность за посещение дошкольниками коррекционных занятий возлагается на учителя–дефектолога и учителя-логопеда. 6.9. Учитель–дефектолог и учитель-логопед наряду с коррекционными мероприятиями проводят профилактическую работу в МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой по предупреждению нарушений речи и психического развития у детей. Оказывают консультативно– методическую помощь воспитателям детского сада по проблемам психологической готовности к школьному обучению детей (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие виды работ), родителям (законным представителям). 6.10. Учитель-логопед: - организует и осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии детей; - всестороннее изучает речевую деятельности детей, определяет структуру и степень выраженности имеющихся речевых нарушений и в процессе коррекционно-логопедической работы добивается полного или частичного устранения их. 6.11. Учитель-дефектолог: - организует и осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в психическом развитии детей; - проводит обследование различных сторон развития личности ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющихся психических нарушений и в процессе коррекционно-развивающей работе добивается полного или частичного устранения их. 6.12. Воспитатель: - осуществляет воспитание, развитие и образование каждого ребенка в соответствии с его возможностями, потребностями, способностями, запросами на образовательные услуги со стороны родителей; - изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей; - на основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций учителя-логопеда и учителя-дефектолога планирует и проводит с ними коррекционно-развивающую работу. 6.13. Коррекционно-развивающее обучение осуществляется круглогодично. В летний период коррекционная работа проводится индивидуально. 6.14. Показателем работы учителя–дефектолога и учителя-логопеда является уровень психического развития детей, выпускаемых в школу, соответствующий программным требованиям данной возрастной группы. 6.15. Для каждого ребёнка, зачисленного в группу для детей с ЗПР, составляется индивидуальный график занятий, согласованный с руководителем образовательного учреждения и родителями (законными представителями). 6.16. Продолжительность индивидуальных занятий определяется с учетом возраста детей в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для дошкольных учреждений в части требований к организации режима дня и занятий. 6.17. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется структурой и степенью сложности нарушения. 6.18. Занятия с детьми в группе для детей с ЗПР могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня, согласно графику. 6.19. Работа учителя–дефектолога, учителя-логопеда ведется в тесном контакте с воспитателями, медицинским персоналом и педагогомпсихологом, а также с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ.