Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (с ЭП)

Головнина Ирина
Александровна

Подписано цифровой подписью: Головнина Ирина
Александровна
Дата: 2021.02.05 20:03:04 +03'00'

ПРИЛОЖЕНИЕ
к
приказу
МБДОУ
№
«Гнездышко» ст. Фастовецкой
от 26.07.2020 г. №130-к

ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра
развития ребенка детского сада № 44 «Гнездышко» станицы
Фастовецкой муниципального образования Тихорецкий район
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного
образования,
утвержденным
приказом
Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014, приказом
министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. № 32 «О внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования,
утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 г. № 1014» и регулирует деятельность группы
компенсирующей направленности для детей с задержкой психического
развития в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении центре развития ребенка детском саду № 44 «Гнездышко»
станицы Фастовецкой муниципального образования Тихорецкий район
(далее МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст. Фастовецкой), реализующем
адаптированную основную образовательную программу дошкольного
образования.
1.2. Группа компенсирующей направленности для детей с задержкой
психического развития (далее - группа для детей с ЗПР) является
структурной единицей ДОУ, создается по решению учредителя и в
соответствии с уставом ДОУ.
1.3. Группа для детей с ЗПР осуществляет свою деятельность в соответствии
с лицензией на образовательную деятельность и адаптированной

44

образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 44
«Гнездышко» ст. Фастовецкой.
2. Основные задачи.
2.1. Цель и задачи группы для детей с ЗПР.
Группа для детей с ЗПР создается для детей с ограниченными
возможностями здоровья с целью создания целостной системы,
обеспечивающей
оптимальные
педагогические
условия
для
квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР) и
подготовки детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Задачи:
-обеспечение коррекции (исправление или ослабление) негативных
тенденций развития у воспитанников, имеющих ЗПР;
–обеспечение социальной защиты детей с ЗПР и предоставление им равных
прав с нормально развивающимися детьми;
–своевременное выявление особых образовательных потребностей
воспитанников, имеющих ЗПР;
–обеспечение индивидуально ориентированной психолого- педагогической
помощи воспитанникам, имеющим ЗПР, с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей;
– обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении
воспитанниками, имеющими ЗПР, адаптированной образовательной
программы ДОУ;
–обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного процесса с воспитанниками, имеющими ЗПР;
– профилактика вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих
ЗПР;
– обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических работников МБДОУ № 44 «Гнездышко» ст.
Фастовецкой и других организаций, специализирующихся в области
оказания поддержки детям с ЗПР;
– обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников по преодолению у ребенка ЗПР;
– повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного
возраста, имеющих ЗПР.
3. Направления деятельности группы для детей с ЗПР
3.1. Коррекционное:
создание условий, направленных на коррекцию психического развития
воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими
ЗПР, уровня психического развития, соответствующего возрастной норме.
3.2. Мониторинговое:
отслеживание динамики психического развития детей, имеющих ЗПР, их
успешности в освоении АООП ДОУ.

3.3. Просветительское:
создание условий, направленных на повышение профессиональной
компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР.
4. Комплектование группы для детей с ЗПР.
4.1. Комплектование группы для детей с ЗПР осуществляет МБДОУ № 44
«Гнездышко» ст. Фастовецкой. Ответственность за комплектование группы
для детей с ЗПР возлагается на директора ДОУ.
4.2. В группу для детей с ЗПР зачисляются воспитанники МБДОУ№ 44
«Гнездышко» ст. Фастовецкой, имеющие:
- ЗПР церебрально-органического генеза;
-ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и
психофизического инфантилизма;
-ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической
астении и соматогенной инфантилизацией;
-ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по
невротическому типу, психическая инфантилизация);
-ЗПР вследствие педагогической запущенности и неблагоприятных
микросоциальных условий воспитания.
4.3. В группу для детей с ЗПР в штатное расписание вводятся не мене 1
штатной единицы учителя-дефектолога и /или педагога-психолога, не менее
0,5 штатной единицы учителя-логопеда.
4.4. Учитель–дефектолог и учитель-логопед проводят первичное
обследование детей, составляют список воспитанников, нуждающихся в
специализированной
помощи,
рекомендуют
посещение
районной
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее –
ТПМПК) для уточнения диагноза и определения структуры и степени
сложности нарушения.
4.5. Основанием для зачисления ребёнка в группу для детей с ЗПР являются
заявление родителя (законного представителя) и заключение ТПМПК.
Зачисление группу для детей с ЗПР проводится по приказу директора ДОУ в
начале учебного года или в течение учебного года при наличии свободных
мест.
4.6. Число детей, занимающихся в группе для детей с ЗПР, должно быть не
более 10 воспитанников.
4.7. Преимущественным правом зачисления в группу для детей с ЗПР
пользуются дети в возрасте 3-7 лет, имеющие нарушения психического
развития, препятствующие успешному усвоению образовательных программ,
а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей при
поступлении в школу.

При равных условиях в группу для детей с ЗПР зачисляются дети с
более тяжелыми формами ЗПР- церебрально-органического происхождения и
прочими клиническими формами,
осложненными энцефалопатической
симптоматикой
4.8. Отчисление детей проводится:
- по заявлению родителей (законных представителей);
- по факту выбытия из ДОУ;
- по факту устранения нарушений, явившихся основанием для зачисления в
группу для детей с ЗПР.
4.9. Решением об устранении нарушений является заключение ТМПК.
5. Организация работы группы для детей с ЗПР.
5.1. Группа для детей с ЗПР открывается решением Учредителя по
ходатайству директора ДОУ при наличии необходимых условий в
учреждении.
5.2. Непосредственный контроль за работой группы для детей с ЗПР
осуществляет директор ДОУ.
5.3. Ответственность перед директором и родителями (законными
представителями) воспитанников за организацию и результативность
образовательного процесса в группе для детей с ЗПР несёт учительдефектолог.
5.4. Срок коррекционного обучения ребенка в группе для детей с ЗПР
зависит от степени сложности дефекта, индивидуально-личностных
особенностей ребенка.
5.5. Образовательная нагрузка на детей с задержкой психического развития
рассчитывается с учетом специальных дефектологических и логопедических
занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки
применительно к возрасту.
5.6. Обязательной для учителя–дефектолога, учителя–логопеда является
следующая документация:
- график работы и сетка занятий, утвержденные директором;
- список детей группы;
-планы: календарный, тематический;
-карта развития на каждого ребенка с перспективным планом работы по
коррекции выявленных нарушений;
-тетрадь совместной деятельности специалистов и воспитателей группы;
-тетрадь взаимодействия с родителями (законными представителями);
-журнал учета посещаемости детьми коррекционных занятий;
- отчеты работы за учебный год (за последние три года).

5.7. Оплата труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска
учителя– дефектолога учителя-логопеда, педагога-психолога, работающих в
группе для детей с ЗПР, устанавливается в соответствии с нормами труда и
Положением о системе оплаты труда ДОУ и Трудовым кодексом Российской
Федерации .
6. Организация образовательного процесса
6.1. Образовательный процесс направлен на профилактику, выявление и
устранение нарушений психического развития у детей дошкольного возраста,
их подготовку к обучению в школе.
6.2. Содержание образовательного процесса определяется адаптированной
образовательной программой дошкольного образования.
6.3.Образовательный процесс организуется с использованием педагогических
технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в
психическом
развитии
детей,
учитывающих
возрастные
и
психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
6.4. Организация образовательного процесса регламентируется режимом
работы, графиком занятий, согласованным с администрацией ДОУ;
перспективно–календарным планом работы учителя–дефектолога, учителя–
логопеда, педагога-психолога.
6.5. Результаты обследования детей в группе для детей с ЗПР заносятся в
карту.
6.6. Основные формы работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые
занятия. Подгруппы формируются с учётом возраста и имеющихся
нарушений психического развития у детей.
6.7. Основной формой организации коррекционной работы являются
подгрупповые (от 3 до 6 детей) и индивидуальные занятия. Рекомендуемая
частота проведения индивидуальной работы – не реже 2 раз в неделю с
каждым ребенком группы, подгрупповой – по сетке занятий специалиста.
Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное
физиологическими особенностями возраста (СанПиН 2.4.1.3049 от 15.05.2013
№ 26). Во второй половине дня выделяется 30 минут на коррекционноиндивидуальную работу воспитателя по заданию учителя-логопеда и
учителя-дефектолога.
6.8. Ответственность за посещение дошкольниками коррекционных занятий
возлагается на учителя–дефектолога и учителя-логопеда.
6.9. Учитель–дефектолог и учитель-логопед наряду с коррекционными
мероприятиями проводят профилактическую работу в МБДОУ № 44
«Гнездышко» ст. Фастовецкой по предупреждению нарушений речи и
психического развития у детей. Оказывают консультативно– методическую
помощь воспитателям детского сада по проблемам психологической

готовности к школьному обучению детей (консультации, семинары,
семинары-практикумы и другие виды работ), родителям (законным
представителям).
6.10. Учитель-логопед:
- организует и осуществляет работу, направленную на максимальную
коррекцию отклонений в речевом развитии детей;
- всестороннее изучает речевую деятельности детей, определяет структуру и
степень выраженности имеющихся речевых нарушений и в процессе
коррекционно-логопедической работы добивается полного или частичного
устранения их.
6.11. Учитель-дефектолог:
- организует и осуществляет работу, направленную на максимальную
коррекцию отклонений в психическом развитии детей;
- проводит обследование различных сторон развития личности ребенка,
определяет структуру и степень выраженности имеющихся психических
нарушений и в процессе коррекционно-развивающей работе добивается
полного или частичного устранения их.
6.12. Воспитатель: - осуществляет воспитание, развитие и образование
каждого ребенка в соответствии с его возможностями, потребностями,
способностями, запросами на образовательные услуги со стороны родителей;
- изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей; - на
основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций
учителя-логопеда и учителя-дефектолога планирует и проводит с ними
коррекционно-развивающую работу.
6.13. Коррекционно-развивающее обучение осуществляется круглогодично.
В летний период коррекционная работа проводится индивидуально.
6.14. Показателем работы учителя–дефектолога и учителя-логопеда является
уровень психического развития детей, выпускаемых в школу,
соответствующий программным требованиям данной возрастной группы.
6.15. Для каждого ребёнка, зачисленного в группу для детей с ЗПР,
составляется индивидуальный график занятий, согласованный с
руководителем образовательного учреждения и родителями (законными
представителями).
6.16. Продолжительность индивидуальных занятий определяется с учетом
возраста детей в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами для дошкольных учреждений в части требований к
организации режима дня и занятий.
6.17. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется
структурой и степенью сложности нарушения.

6.18. Занятия с детьми в группе для детей с ЗПР могут быть организованы
как в первую, так и во вторую половину дня, согласно графику.
6.19. Работа учителя–дефектолога, учителя-логопеда ведется в тесном
контакте с воспитателями, медицинским персоналом и педагогомпсихологом, а также с родителями (законными представителями)
воспитанников ДОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».