АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 44 «Гнездышко» станицы Фастовецкой муниципального образования Тихорецкий район. разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития Л.Б.Боряевой, Е.А.Логиновой, с использованием методических и научно-практических материалов по региональному компоненту.
Речевое развитие Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
Программа разделена на возрастные этапы в соответствии с психолого– физиологическими особенностями развития детей в возрасте от 4 лет до поступления в школу.
Кроме этого Программа предусматривает коррекционную работу с детьми, имеющими задержку психического развития, которые получают образование в условиях группы компенсирующей направленности.
В соответствии с особенностями детей разработаны вариативные формы, методы и средства реализации программы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с задержкой психического развития.
В разделе «Описание образовательной, деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей» описываются особенности работы с детьми с ОВЗ.
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию коррекционного образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Вариативная часть программы учитывает национально - культурные особенности Краснодарского края, родного языка, воспитания уважительного отношения к культуре других народов, климатические особенности образовательного процесса, через знакомство с произведениями искусства, художественное слово, фольклор, музыку, знакомство с историей Кубани, азами казачьей культуры и казачьего быта.
В программе отражены сложившиеся традиции учреждения, что позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Образовательные задачи решаются в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей в рамках игровой деятельности и при проведении режимных моментов. Специалистами (учителем-дефектологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с дошкольниками.
Содержание Программы охватывает 5 образовательных областей:
· социально - коммуникативное развитие: (направления – труд, безопасность, социализация, коммуникация);
· познавательное развитие (направления – познание, окружающий мир, математическое развитие);
· речевое развитие (направления - развитие речи, восприятие художественной литературы, коммуникация);
· художественно-эстетическое развитие (направления - музыка, изобразительное искусство, восприятие художественной литературы, конструирование);
· физическое развитие (направления – здоровье, физическое развитие).
Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, созданы необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению дошкольного образования.
В программе отражены виды детской деятельности в дошкольном возрасте:
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование из разного материала;
- изобразительная;
-музыкальная;
-двигательная.
Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей с ОВЗ, членов их семей и педагогов, а так же партнерские отношения \с социальными институтами.
Целью деятельности по развитию взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами является сплочение разных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, вокруг единой цели – всестороннего и полного развития личности ребёнка.
Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами, способствует решению следующих задач:
· расширяется кругозор дошкольников (освоение предметного и природного окружения, развитие мышления, обогащение словаря, знакомство с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;
· формируются навыки общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями различных профессий;
· повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения, консультирования и практической деятельности.
Программа предусматривает обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также непосредственное вовлечение семей в образовательную деятельность.
Родители (законные представители) воспитанников принимают участие в разработке части образовательной Программы, формируемой участниками образовательных отношений.